Sterlingov (sterlingov) wrote,
Sterlingov
sterlingov

Кукас (р.Винча-оз.Пайозеро-оз.Каменное-оз.Челозеро-оз.Кукас-Кумское вдхр.), часть II

Мост через Винчу был старенький, местами починенный свежими бревнами. Водитель даже сказал, что вполне можно по нему проехать, но следующий мост, якобы, разрушен. Мы сгрузили лодки и снаряжение – гермы и сумки с продуктами – развернули прицеп и буханка бодро скрылась за деревьями.
2015-08-09 09-44-49.JPG
Около моста стояла то ли одна, то ли две группы. Палаток в пределах прямой видимости было, кажется, штуки три. Было около 11 утра и люди завтракали. Там были и женщины, и дети, и ребята, наверное, чуток постарше нас. Вообще всегда хочется написать «чуток постарше нас», потому что сложно признать, что ребята-то могут быть и «явно моложе нас». Ну так вот, эти старпёры-катамаранщики изволили кушать кашу. Нам же хотелось спать, дул ветер, сбивая пламя бензиновой горелки Ромы-инструктора, и было как-то неуютно.
«Не прыгайте по баллонам!» регулярно доносилось от моста. Дети продолжали скакать. Ребята принесли из леса свежесрубленные елки для рамы катамарана и принялись фиксировать их скотчем. Мы же брезгливо ходили мимо по своим делам, тогда как надо было удалить воду из всех отсеков байдарок (буду называть их так, хоть у нас и было только 2 байдарки и 3 морских каяка) и начать упаковывать вещи. Думаю, тут нужны пояснения.
Почему «брезгливо»? – спросите вы. Байдарочники, на самом деле, всегда так относятся к катамаранщикам. Тому есть множество причин:

• катамаран – внезапно! – надувной (далее следует глупое хихиканье)

• на несложных порогах катамаран идёт обычно по прямой траектории напролом и максимум, что грозит пассажиру, если он не будет рассматривать рыбок под бортом, это «ой, а меня так здорово обрызгало, хи-хи-хи!»

• на озерах катамаранщики с веслами выглядят глупо и уныло одновременно, особенно если ветер сильнее дефолтного

• катамаранщики знают об этом и любят брать с собой подвесной мотор – а за ним байдарочники угнаться обычно не могут (потому что он, сцуко, не устаёт), а посему начинают чувствовать глупо обратно себя, что уныло

• объем и масса снаряжения для катамаранщиков играют второстепенную роль, что даёт им возможность взять с собой такие неуместные в дикой природе вещи как, например, бензопилу

• деревья, идущие на рамы, как-то жалко

• если вы хотите быстро развестись и никогда до этого не ходили на катамаране, то туристический сплав на катамаране-двушке с супругом – это то, что вам нужно!

Пусть меня поправят товарищи, которые любят и ходят на катамаранах, но это потом, а сейчас вернемся в наш лагерь, где мы слонялись туда-сюда, пока Рома пытался приготовить завтрак. Ветер сдувал пламя горелки, и мы пытались как-то ее прикрыть, для чего почему-то выбрали… один из каяков. Каяк было всё-таки жалко, поэтому он скорее символизировал преграду для ветра, нежели чем являлся ею. Тем не менее, долго ли, коротко ли, рано или поздно, в конце концов, когда жареный петух уже клюнул рака под горой, а солнце позолотило верхушки деревьев, вода закипела. Ира к тому моменту уже приготовила бутерброды, а мы кое-как запихали гермы в лодки. Продукты, между тем, в изобилии еще оставались неупакованными. Прервавшись… «я сказал не прыгайте по баллонам!»… на завтрак и облачившись в сухие гидрокостюмы (aka «сухари»), мы продолжили упаковываться. Продуктов было, мягко говоря, много. Помидоры, огурцы, капуста, картошка, обязательно тушенка, сыры и колбасы в виде нарезки, нарезанный опять же хлеб, куча разных сладостей, приправы и специи – это еще далеко не полный перечень. Мы были несколько удивлены и задумчиво поглядывали на собственные скромные ништяки, которые при таком раскладе могли и не иметь должного значения. Лёша впоследствии так сказал о нашем меню: «первый поход, где не хотелось достать собственную колбасу!» А Лёша в этом деле понимает…
Надо сказать пару слов о «сухарях». Вещь во всех отношениях замечательная, но в нем бывает жарко. И в туалет не очень удобно ходить, особенно девушкам. Некоторые сухари застегиваются исключительно при помощи товарища (в нашем случае они были желтого цвета), т.к. молния расположена на спине. Мне достался красный сухарь очень большого размера XXL. Думаю, XL мне бы подошел больше, но, честно говоря, некоторой запас и простор иногда были кстати. В сухаре поменьше, как мне кажется, было бы пожарче, но, может, я заблуждаюсь.

2015-08-09 12-24-32.JPG
Вот мы с Серегой стоим и тупим. Вещи упакованы, завтрак съеден, катамаранщики еще не отчалили, погода неплохая – но как-то тревожно :) На самом деле, просто дальняя дорога немного нас придавила, а тут еще и ситуация не очень привычная, да и речка впереди непростая.
2015-08-09 12-25-10.JPG
Последние приготовления перед стартом. Тут мы, кажется, уже даже почти сожгли мусор, что остался после завтрака, конкретно завоняв чью-то палатку. Из палатки вышла девушка с фотоаппаратом и молча отправилась в кусты. Мы пожали плечами и потащили байдарки к реке.

Обратите внимание на желтый чемоданчик. Там лежит фотоаппарат, которым сделан этот кадр. А, да, фотку сделала девушка-катамаранщица, за что ей большое спасибо.
Пожевав немного… хвои, мы таки засунули себя в лодки и стартовали. Я с Лёхой, Марат с Машей, а далее отдельно в каяках Серега, Рома и Ира. Шиверу прошли легко, остановились после нее перед поворотом, чтобы подождать все экипажи. Ждали-ждали, всех не дождались, пошли дальше. Там была еще шивера, тоже простая. Но за поворотом было уже не видно, где остальные, так что мы, прождав минут 10-15 и увидев Иру на берегу, которая подавала какие-то непонятные знаки, решили, что, может, стоит вернуться. И даже почти вернулись, но тут наконец-то все появились и группа двинулась дальше, оставляя катамаранщиков позади.
Нужно было пройти еще одну шиверу, и тут Ира сказала, что мы будем проводить лодки вдоль берега, чем вызвала некоторое непонимание у отдельных членов группы. Но, тем не менее, лодки мы провели, опробовав, кстати, сухари в деле. Идешь себе по воде чуть выше колена… Чувствуешь, что вода холодная, но сухо. В общем, прикольно. Но у некоторых, кажется, сухари немного травили. Провели, в общем, лодки, пошли дальше. Там плёс. Идем по плёсу, а там развилка. Прохладно. Ира впереди, Рома сзади. Слева шумит порог, справа тишь да гладь. У Иры бумажные карты, у Ромы GPS. Сунулись было налево, но тут Рома сказал, что надо бы направо. Вернулись, пошли направо. Берега красивые, озера прекрасные, но спать хочется.
Прошли метров 500 и слышим – шумит. Оказалось, что две протоки, короткие сливы из одного плеса в другой, после чего виднеется озеро. Ну, вроде, все в порядке, разогнались, спрыгнули с этого переката. Перекат не перекат, а рукотворный какой-то слив, выстланный и с укрепленными берегами – видать, когда-то лес тут сплавляли. Выглядело это все примерно вот так:

Кружком обозначен вот этот слив. Идем, в общем, дальше, вырвались с Лёхой чуть вперед, гребем. Видели большого орла. Красиво. Рассуждали на тему того, сможем ли мы от него отмахаться веслами, если он решит напасть (ну а о чем еще там было рассуждать?). Тут слышим позывные, оборачиваемся, смотрим – все пристают к берегу. Чертыхнулись, вернулись – ну точно, надо было идти налево, а тут уже вовсе и не Винча, а совсем даже Пудос. И ведет он в Иринозеро, а нам туда не надо.
2015-08-09 14-47-52.JPG
2015-08-09 14-47-45.JPG
Запрыгнуть обратно на слив не получилось, поэтому проводили лодки по берегу. Течение было довольно сильное, чуть не упустили Марата с Машей обратно в Пудос, но в итоге буквально за полчаса вернулись к тому месту, где сильно шумел порог. Ира устремилась на левый берег, там была тропа для обноса. Честно говоря, я толком не видел, что там за порог. Хотелось как-то поскорее дойти до стоянки. Не знаю, чего хотелось другим, но мы, не разгружаясь, перетаскали байдарки по тропе и двинулись дальше. Немного смутно помню тот день, но, вроде, дальше был еще один порожек, который мы проводили по левому берегу. Груженые байдарки проводить тяжеловато, да и опыта обращения с ними у нас было еще мало, поэтому мы несколько замучались. Где-то дальше случился перекус в сильно комарином месте, где не хотелось вставать на ночлег. Откушав колбасы с конфетами, двинулись дальше, но прошли немного – опять порог.
2015-08-09 18-00-23.JPG
Полагаю, это был Ака-порог.
2015-08-09 18-33-14.JPG
После продолжительных просмотров решили все-таки его тоже обносить. Обнос там по левому берегу, а мы сперва причалили на правом. Пришлось пересекать реку. Байдарки не разгружали, т.к. расстояние было не большое, тащили вдвоем. В процессе поняли, что байдарки лучше бы конечно разгружать, но было уже поздно.
2015-08-09 18-37-09.JPG
Вот так вот это выглядит: куча экипированных людей тащит лодки по берегу. Стыдоба, конечно, но это был первый день, все устали, хотели встать на стоянку и так далее… В общем, обнесли :)
Пока мы тащили последнюю лодку, Ира успела дойти до следующего порога и вернуться: стоянок до следующего порога не было. А была стоянка сразу после этого порога на правом высоком (метров 10) берегу. Было решено встать там.
Как раз в это время нас догнали противные катамаранщики. Они тоже шли без шлемов, дети тоже были без шлемов. Нам показалось это неправильным. Проблем с прохождением, конечно, у них никаких не было. Подождав второй кат после последнего слива (который и представлял для нас – не для них - наибольшую опасность в этом пороге), они сцепились с ним непонятно каким местом и… включили подвесной мотор. «Фи», - сказали мы и принялись таскать вещи в гору.
Стоянка оказалась, в общем-то, неплохой. Кострище, несколько мест под палатки. Неровно, конечно, но жить можно. Поужинав и неспешно распив бутылочку рома, мы разошлись по палаткам спать.